• "Как Открыть Поток Благосостояния" и  какие "Принципы Создания Гармонии В Бизнесе" - читайте в августовском номере журнала.




  •  «В новый год с инновациями!" - этот девиз отражает тематическое наполнение новогоднего номера.




  • Большие Перспективы Саратовского бизнеса и Маркетинг Уникальности - ждут вас в сентябрьском номере.




  • Какова "Жизнь В Стиле МВА" и как создать "Отдел Продаж, Который Никогда Не Спит" читайте в ноябрьском выпуске.





  • О том, "Как Найти Золотую Середину Для Развития Своего Бизнеса" и где же прячется "Секретный Помощник Руководителя" в майском выпуске журнала.




  • Спецвыпуск подготовлен в рамках проекта «Стратегии и инновации: от теории к практике».
     
Опрос
  1. Как вы думаете кто корень зла на этой планете?

От чего зависит успех франчайзингового бизнеса?

От чего зависит успех франчайзингового бизнеса и с какими трудностями могут столкнуться франчайзи и франчайзеры в условиях экономического кризиса? На вопросы Доверенного Советника отвечает Инга Рыкова,  Председатель Подкомитета по франчайзингу ТПП РФ

30.06.2015 От чего зависит успех франчайзингового бизнеса?

ДС: С какими на Ваш взгляд трудностями столкнутся франчайзи и франчайзеры
в условиях экономического кризиса?
    
Инга Рыкова:  Это очень большой вопрос, на который просто невозможно ответить в формате интервью.
Кризис - это всегда новые трудности,  и мы столкнулись с целым комплексом проблем. Сейчас основное влияние на бизнес, в том числе и на тот, который работает в формате франчайзинга, оказывают макрофакторы, которые достаточно хорошо описаны и озвучены в СМИ. Для каких-то отраслей эти факторы оказывают существенное влияние, а какие-то отрасли менее подвержены этому влиянию. Но этот кризис больше, чем просто экономический, он имеет черты структурного кризиса. А если это так, то он будет достаточно затяжным, и соответственно многие вещи будут зависеть от принятых моделей регулирования.

Мы живем в ситуации неопределенности, поэтому достаточно сложно делать прогнозы.  Кроме того франчайзинг используют более, чем в 80 секторах экономики, поэтому риски надо рассматривать в каждом секторе конкретно.  
Легче сказать о последующих «трудностях» для бизнеса, которыми являются: высокий уровень банкротств и разрыв хозяйственных связей. Что касается франчайзинга, то некоторые игроки  (франчайзеры) уйдут с рынка, по вполне понятным причинам «вместе» с франчайзи. Некоторые сети сократят масштаб развития и/или приостановят франчайзинговые проекты, а  некоторым, возможно, удастся  сохранить количественный рост, но с некоторой потерей доходности.

Возможности франчайзи в большой степени будут определяться продуктовой структурой бизнеса со всеми составляющими (товар, цена, поставка и др.), инфраструктурой существующего бизнеса, доступом франчайзи к финансовым ресурсам и потребительской ситуации на той или иной территории деятельности франчайзи.

В условиях неопределенности важную роль будут играть факторы, связанные с ожиданиями населения (которые, по сути, и приносит доходы бизнесу) и с ожиданиями бизнеса, относительно структурных изменений.

ДС: Как использовать опыт предыдущих кризисов при ведении франчайзингового бизнеса в ближайшие 3 года?

И.Р.:  Наша страна, как впрочем, и другие страны прошли уже не один кризис. Нет одинаковых кризисов, поэтому нет одинаковых методов выхода из кризиса, а используемые ранее методы решения проблем не всегда будут эффективны. Нужны новые решения.

Опыт конкретных сетей не позволяет дать ответ для всего франчайзингового бизнеса. Для франчайзинга, как и для любого бизнеса, есть риски и преимущества, но опять же, смотря какой сектор рассматривать.

Для действующих франчайзеров  кризис дает определенную «передышку»  в постоянной внешней деловой активности. Появляется, а вернее определяется время для проведения аудита сформированных франчайзинговых моделей, совершенствования технологий, повышения качества документации, разработки  новых проектов и на другую деятельность, на которую не хватает времени в условиях стабильного рынка. Сейчас также самое время проверить
уровень доверия, устойчивость связей и возможности взаимодействия с партнерами в условиях повышенных рисков.

Также мы все понимаем, что кризис это не только проблемы, но и новые возможности.

Люди всегда, независимо от кризиса будут потреблять, но структура потребления будет меняться. Это значит, что бизнес будет развиваться, но его структура будет меняться,  и с большой вероятностью можно говорить о выходе на рынок новых участников.      

Выгодный бизнес всегда привлекателен для потенциальных инвесторов, и если та или иная модель выгодного бизнеса будет приспособлена для тиражирования, то будут появляться и новые франчайзеры, и новые франчайзи и новые сети. Но я также предполагаю, что в ближайшее время увеличится количество ненадежных предложений.

ДС:От чего зависит успех франчайзингового бизнеса?

И.Р.:  Успех франчайзингового бизнеса, как и любого бизнеса, зависит от одного фактора - умения осуществлять ту или иную деятельность и получать от этого доход и другие выгоды. Единственным отличием или скорее неким расширительным фактором является то, что франчайзинг это бизнес сетевой. Поэтому успех определяется не одним субъектом, а всеми участниками и каждым в отдельности.

Если правильно рассматривать франчайзинг, то необходимо исходить из того, что эта форма отношений имеет ряд отличительных признаков, выделяющих или отделяющих его от других сетевых форм бизнеса. Эти признаки описаны в моих публикациях, поэтому я не буду повторять их все. Скажу о главном.

Отличительным признаком франчайзинга является обязательное наличие у франчайзера прав на объекты интеллектуальной собственности или прав на их использование в рамках франчайзинга,  а также передача этих прав франчайзи для временного использования, причем в определенном комплексе. Именно наличие и передача прав дает право франчайзеру и налагает на него определенную обязанность управлять сетью, состоящей из независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, используя механизмы поддержки и контроля франчайзи. Именно использование этих прав и возлагает на франчайзи обязательство  делать бизнес также как его делает франчайзер, т.е. исполнять все стандарты франчайзера. В рамках франчайзинга взаимоотношения франчайзера и франчайзи формализуются в договоре, качество которого в совокупности с качеством входящих в комплекс исключительных прав и определяет успех франчайзингового бизнеса. Но это, как Вы понимаете, очень короткий ответ.

ДС: Оказывает ли влияние специфика регионов на франчайзинговый бизнес?

И.Р.: Россия - это большая территория, многонациональная, разнокультурная, с серьезными различиями в понимании путей экономического развития и осуществления административного регулирования. Также различия существуют в уровне дохода населения и структуре потребления, что по существу является определяющим фактором потребительской активности. Разнородна  и предпринимательская среда, мотивации и понимание форм дальнейшего развития.
Да, конечно, специфика регионов важна для франчайзинга.

Хотела бы также обратить внимание на три аспекта.

Первое. Для концепции франчайзинга характерным является работа на потребительском рынке, т.е. непосредственный контакт франчайзи с потребителем. Продукт, предлагаемый рынку должен завоевать доверие потребителя, торговая марка должна идентифицировать этот продукт, обещать преимущества потребителю и выступать гарантом качества. Если потребители того или иного региона воспримут предлагаемый продукт и марку, то франчайзинг в этом регионе будет успешен, а если нет, то соответственно организация франчайзи не выдержит продуктовой и марочной конкуренции.

Второе. Рынку предлагается некая новая система, иными словами модель бизнеса, технология ведения дела, гарантирующая востребованность этого продукта и достижение определенного уровня доходности (франшиза), потребителями которой выступают независимые юридические лица. И если эта модель во всей совокупности элементов является состоятельной и доказала свою успешность, а в случае необходимости может быть быстро адаптирована к территориальной специфике, то она будет востребована в предпринимательской среде как самостоятельный продукт.

Появление новых продуктов и услуг на региональных рынках, безусловно, дает новые стимулы для потребительской активности. Новый товар, марка, и/или новая система обслуживания - это новые символы, дающие психологические представления о новой жизни и/или о новом качественном уровне. Конечно, франчайзинг будет развиваться в тех секторах, где есть заинтересованный потребитель, где потребитель психологически хочет изменений.

И третье. Существует большая зависимость от региональной инфраструктуры, а также и инфраструктуры поддержки малого бизнеса на определенных территориях.




*Инга Рыкова - директор Школы профессионального франчайзинга,   генеральный директор юридической фирмы «Правовой Сервис «ФАРН», Председатель Подкомитета по франчайзингу ТПП РФ


Комментарии



Чтобы добавить отзыв, необходимо зарегистрироваться. Если Вы регистрировались раньше, авторизуйтесь.


Владимир ТурманУважаемые коллеги!

Приветствую вас

С вами главный редактор журнала доверенный советник Владимир Викторович Турман.

Мы информируем вас о том, что приложение к журналу "Доверенный Советник" будет с июня 2013 года выходить в новом формате. Теперь в нем будут практические советы по развитию бизнеса, по трем ключевым вопросам – это:

Построение альтернативных внеконкурентных бизнес моделей;

Модель внутреннего предпринимательства: как наемнику стать собственником;

Вечерняя школа менеджеров консультационных продаж: Как перстать заниматься "впариванием" и сделать так, чтобы клиенты выстраивались к вам в очередь;

Для того чтобы, еженедельно получать полезные и практичные идеи для развития вашего бизнеса подпишитесь на наш online журнал «ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА: СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ»:

Сразу же после подписки вы получите в качестве подарка три семинара стоимостью 3 900 рублей:
  • FACEBOOK ЭТИКЕТ: Основы правильного позиционирования и продвижения в социальных сетях
  • ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ для супер занятых
  • О МАРКЕТИНГЕ ПРОСТО: Что должен знать руководитель о маркетинге и маркетологах до того, как вложит следующий рубль в рекламу, или примет на работу одного из них  
Нажмите на баннер ниже и заполните представленную форму, чтобы подписаться на электронного приложение "ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА: СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ"
Подписаться на новые идеи
Здесь вы можете подписаться на электронное приложение к журналу "Доверенный советник" - "ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА: СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ". Введите ваш e-mail и нажмите на кнопку Подписаться.
наверх